Есть люди, имена которых давно стали символами, фирменными знаками той или иной профессии. Александр Пушкин – поэт, Юрий Гагарин – космонавт, Федор Шаляпин – оперный певец, Лев Яшин – футболист, Анна Павлова – балерина...
Анатолий Кролл – это, безусловно, джаз и все, что с ним связано. Творчество талантливого композитора и аранжировщика, пианиста и дирижера знакомо не одному поколению почитателей его таланта. Многие из нас помнят и любят музыку Анатолия Кролла по фильмам «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Американская дочь», «День полнолуния». А еще он организатор многочисленных джазовых фестивалей, продюсер, ставящий во главу угла популяризацию джаза на всем постсоветском пространстве.
Свою судьбу Маэстро считает счастливой, потому что это действительно счастье – жить, занимаясь любимым делом, и приносить радость людям. Недаром отчество музыканта происходит от древнееврейского слова «ошер», что в переводе означает «счастье».
Savills: Анатолий Ошерович, российские СМИ наперебой сообщают, что в этом году Вы отмечаете сразу две знаменательные даты: собственное 75-летие и 60-летие творческой деятельности. Не ошибаются ли коллеги, неужели Ваша музыкальная карьера началась в 15 лет?
Анатолий Кролл: Музыкальные наклонности у меня проявились довольно рано. Я жил с родителями в Челябинске. Где-то с 4 лет начал слушать радио и тут же на старом пианино воспроизводил услышанные мелодии. В 7 лет наигрывал уже отрывки из оперетт Кальмана, которые обожала моя мама.
Потом была учеба в музыкальном училище. Но однажды со мной приключился громкий скандал. Вместе с друзьями мы создали ансамбль, который вечерами развлекал джазовыми мелодиями посетителей кинотеатра имени Пушкина. За исполнением песенки Ива Монтана «C'est si bon» нас и застукал директор училища. Дальше был негласный приговор в духе того времени: «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Тогда я по собственной инициативе ушел из училища. Так в 1958 году начал работать аккордеонистом, а вскоре встал у руля эстрадного ансамбля Челябинской филармонии.
Savills: Справедливо замечено, талантливый человек талантлив во всем. Вы, как говаривали в советские времена, проявили себя умелым организатором и руководителем «производства» на ниве музыкальной культуры. В 19 лет – главный дирижер Государственного эстрадного оркестра в Узбекистане, чуть позже возглавили джазовый оркестр Тульской филармонии. В 1970 году создали оркестр «Современник» Росконцерта, просуществовавший более 20 лет. Далее – «МКС Биг-бэнд», впервые заявивший джазовому миру на международном фестивале в Швейцарии о существовании в России высокопрофессионального джазового оркестра.
Анатолий Кролл: Небольшое уточнение, после Челябинска я оказался в Ульяновской филармонии. Там мне предложили создать ансамбль исполнителей на духовых инструментах: саксофоне, трубе, тромбоне. В Ульяновске судьба свела с Володей Макаровым, благодаря которому меня и пригласили дирижером в Государственный эстрадно-джазовый оркестр Узбекистана. В коллективе работал известный тогда на всю страну певец, талантливый поэт и актер Батыр Закиров. Его авторитет обеспечивал нам немалый творческий простор.
Savills: Известно, что благодаря и Вашему авторитету, а еще таланту наставника музыкальное признание получило немалое число известных ныне советских и российских музыкантов.
Анатолий Кролл: Что касается наставничества. Мое главное правило преподавания: убедить максимально человечно передать те звуки, которые рождает музыка. Не просто правильно взять ноты до, ре, ми, фа, соль, а пропустить каждую из них через себя, через свои чувства. Поэтому для меня и моих учеников музыкальные инструменты почти одушевленные предметы. Они – часть нас.
«Когда я сажусь за рояль, чувствую что мы с инструментом родственники.».
- Анатолий Кролл
Горжусь своей сопричастностью к воспитанию и становлению таких мастеров пения, как Юрий Антонов, Евгений Мартынов, Леонид Серебренников, Валентина Пономарева. Хочу отдельно сказать о Ларисе Долиной. Она считает себя моей ученицей и, не скрою, мне приятно слышать, когда она обращается ко мне: «Мой гуру». С ней наши творческие судьбы связаны на протяжении не одного десятилетия. И даже в указе президента Российской Федерации о присуждении звания народного артиста России наши фамилии стоят рядом.
Savills: Сколько всего учеников прошли «школу Кролла»?
Анатолий Кролл: На этот вопрос ответить сразу сложно. Придется взять в руки арифмометр и долго считать.
Savills: Анатолий Ошерович, Вы автор многих известных мелодий. Поделитесь тайной их создания.
«Никакой тайны нет. Любое мое сочинение – явление ассоциативное. Появление темы я мог бы сравнить с бликом, который внезапно тебя озаряет. Дальше дело техники: успеть положить это на ноты.».
- Анатолий Кролл
Savills: А где чаще приходит творческое вдохновение – на природе или в городской квартире?
Анатолий Кролл: На даче я творчески почти не работаю. На природе, в общении с домашними животными лишь приобретаю какие-то новые ощущения, появляется определенное настроение. Я очень люблю старинные усадьбы Москвы и Подмосковья, например, Царицыно. Кстати, здесь снимались некоторые сцены моего любимого фильма «Мы из джаза».
Savills: Вы оптимист по жизни или пессимист?
Анатолий Кролл: Давайте расскажу анекдот. Печальная женщина приходит к раввину: «Ребе, жизнь просто жуть. Я болею, муж болеет, сын двоечник. Что делать?» «Вернитесь домой, возьмите лист бумаги и крупно напишите: «Так будет не всегда»! Повесьте этот плакат на видное место», – отвечает ей раввин. Через некоторое время женщина возвращается в полном восторге: «Ребе, жизнь наладилась. Я и муж здоровы, сын – отличник. Мы так Вам благодарны!» На что раввин отвечает: «Тогда еще один совет Вам на прощанье: не убирайте тот плакат с видного места».
Беседу вел Николай Тарасенко