Интервью с главой управы Пресненского района Александром Михайловым, который не дает интервью.
Встретиться и пригласить этого человека в нашу гостиную меня побудили три причины.
В советские времена в Москве элитного жилья в современном понимании, как вы знаете, не было. Но именно в Пресненском районе столицы еще до становления современного рынка недвижимости были здания, которые жители относили к «элитке» начиная с 30-х годов прошлого столетия. Один только дом Наркомфина на Новинском бульваре чего стоит! В доме-коммуне располагались 8 полноценных двухуровневых квартир, в каждой из которых была кухня и две спальни. На крыше дома находились 2 пентхауса, в которых жили наркомы финансов Милютин и здравоохранения Семашко. В эпоху застоя в районе выросло немалое количество «генеральско-цековских» домов. И, конечно, «украшением» Пресни становились первые постсоветские проекты качественного кирпичного строительства с большими квартирами и подземными паркингами.
Вторая причина. Пресненский район самый большой в Центральном округе столицы. Здесь проживает около 130 тысяч человек, что соизмеримо с численностью небольшого городка. На Пресне расположены объекты федерального и общегородского значения: Дом Правительства России, Центр международной торговли, Московский зоопарк, Киноцентр, Дом кино... Ведется строительство крупнейшего в Европе международного делового центра «Москва-Сити». А потому было интересно поговорить с человеком, который живет в данном районе, работает на этой земле и следит за порядком на вверенной ему территории.
И третий повод для встречи. В декабре 2013 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил документ «Положение о содействии развитию форм общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы».
С него началась работа института общественных советников при управах столичных районов. Нынешней весной мне оказали доверие и утвердили общественным советником главы управы Пресненского района. Поэтому решил уточнить у непосредственного руководителя свои права и обязанности.
Savills: Александр Валентинович, представьте, пожалуйста, читателям наш с Вами район.
Александр Михайлов: Давайте сразу разграничим сферы ответственности. Не совсем правильно, если я буду размышлять о градостроительной политике. В правительстве Москвы есть специальный департамент, есть люди, которые этим занимаются. Отмечу лишь, что градостроительная структура и транспортная сеть района, в целом, определены, и формируются участки под застройку. Промышленные зоны превращаются в новые жилые кварталы. Так, например, на месте мукомольного завода появился и уже в 2019 году будет введен в эксплуатацию жилой комплекс, в состав которого входит 4 дома для жителей микрорайона Камушки. Наш древний и молодой район растет и развивается небывалыми темпами.
Savills: Какой же он древний?
Александр Михайлов: Один только пример. Из летописи конца XIV века известно, что первым поселением на территории нынешнего района Шелепиха была деревушка Афанасово, которая принадлежала двоюродному брату князя Дмитрия Донского - князю Серпуховскому Владимиру Андреевичу. По другим данным, Шелепиха - старейшая подмосковная деревенька, письменное упоминание о которой есть в духовном послании Ивана Калиты 1328 года.
Сегодня Пресня делится еще на части. Центр - это Патриаршие пруды, культурное сердце нашего района, где сосредоточены театры, музеи, выставочные центры, а также места досуга и отдыха людей. Есть средняя Пресня - территория от Садового до Третьего транспортного кольца.
Главное достояние района - наши люди. Промышленных предприятий сегодня в районе минимум, но вот героический трудовой народ у нас остался. Это люди от станка, отдавшие заводам и фабрикам свои лучшие годы. Вместе с тем в районе одна из самых высоких концентраций высокоинтеллектуальной элиты: ученые, педагоги, актеры.
Savills: Что можете рассказать о взаимоотношениях управы с компаниями, которые «прописаны» в районе и занимаются строительством.
Александр Михайлов: Прямого влияния на строителей в рамках должностных обязанностей у меня нет. Но я несу ответственность за всю территорию, прилегающую к тем или иным возводимым объектам. Если застройщик начинает хулиганить, к примеру, пилить деревья, мусорить, нарушать закон о тишине, то я вынужден разбираться с каждым конкретным случаем. Где-то просто переговоришь, и все решается. Случаются неприступные и неконтактные застройщики, тогда приходится обращаться в соответствующие департаменты вышестоящих органов власти.
Вообще все вопросы строительства в ЦАО Москвы — это очень непростые моменты. Наш район элитный и особо любим застройщиками. А жителям района хочется больше тишины, зеленых парков, скверов. Так возникают конфликты интересов. Возьмите район «Москва-Сити» - по сути, еще один большой город в нашем районе.
Вообще все вопросы строительства в ЦАО Москвы — это очень непростые моменты.
Общая численность людей, которые одновременно находятся на этой территории, более 300 тысяч человек, что в два раза больше населения всего района. Поэтому постоянно общаюсь и со строителями, и с жителями. Ищем точки соприкосновения, непрерывно мониторим ситуацию. В моей телефонной записной книжке более 4,5 тысяч номеров разного рода учреждений, руководителей фирм, представителей бизнеса и просто граждан.
Savills: Сохранять порядок в таком хозяйстве явно непросто. Не потому ли появился в Москве институт общественных советников при главах управ?
Александр Михайлов: И поэтому тоже. Глава управы не может одновременно находиться на всех участках своего района, не может сразу видеть, что происходит в разных местах. Советники же обеспечивают обратную связь, позволяют доносить до чиновников нужды и заботы каждого конкретного человека.
Мы живем в век интернета. Нас окружают огромные потоки недостоверной, а то и просто ложной информации. И в этом, простите, мусоре порой трудно найти истину. Как в такой ситуации мне довести до жителей района реальную информацию? Только через своих советников!
Постоянно проходят мои встречи с жителями, но за два-три часа невозможно рассказать обо всех планах, о решении тех или иных вопросов. И тут снова на помощь приходят советники. Важно еще и то, что эти неравнодушные люди не только информируют управу о проблемах, но и следят за выполнением принятых решений.
Есть еще один важный аспект деятельности института советников. На мой взгляд, эти люди своим примером способствуют воспитанию ответственных собственников. Они учат нас небезразлично относиться к своему дому, общественному имуществу, своему двору.
Район, город, страна будут чище и краше только в том случае, если каждый из нас станет настоящим, рачительным хозяином.
Savills: Александр Валентинович, любимые места в районе имеются?
Александр Михайлов: Это средняя Пресня: улицы 1905 года, Мантулинская, Зоологическая, Большая Грузинская, Шмитовский проезд. Мне нравится гулять по старой Москве, любоваться архитектурой. Но чаще всего на здания и сооружения, сопутствующую им инфраструктуру смотрю сквозь призму своей должности. Где и что не так, как эксплуатируются объекты ЖКХ. Мои близкие говорят, что со мной стыдно ходить рядом — мол, постоянно фотографируешь не архитектурные шедевры, а какие-то свалки.
Savills: Вы действительно хорошо знаете историю своего района? Можно вопрос на засыпку: чем знаменита бывшая улица Живодерка?
Александр Михайлов: Теперь это улица Красина, которая идет от Садового кольца к Тишинке. В ХIХ веке по ней водили на бойню скот - отсюда и название Живодерка. Но более знаменита она тем, что в свое время по ней хаживали Денис Давыдов, Пушкин, Маяковский. Уже в наше время здесь была небольшая забегаловка под вывеской «Пельменная», куда заходил перекусить Нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Раньше я и сам сюда часто заскакивал пообедать.
Savills: Это правда, что на работу вы предпочитаете добираться на мотоцикле?
Александр Михайлов: Верно, но только в летний период. Во-первых, мотоцикл — это мое хобби, во-вторых, так получается быстрее и без траты нервов на преодоление пробок. Одним словом, совмещаю полезное с приятным.
Savills: В завершение, почему так не любите давать интервью? Прежде чем попасть в ваш кабинет, пришлось обращаться в Префектуру Центрального района.
Александр Михайлов: Скажу честно и откровенно — приемлю любую критику, но несправедливость и ложь не переношу. Когда-то, еще на другой должности, меня самым наглым образом оболгали в телевизионном сюжете. Простите за прямоту, но с тех пор отношусь к людям вашей профессии с осторожностью.
Savills: В таком случае вам особое спасибо за доверие, за ваш рассказ. Надеюсь, будем вместе работать на благо нашей любимой Пресни.
Александр Михайлов: Вместе мы сила!
Беседовал Николай Тарасенко