Что такое талант? Во времена античности это слово обозначало счетно-денежную единицу. Новый смысл оно приобрело благодаря библейской притче. В ней рассказывалось о том, как некий хозяин, отправляясь в дальнее путешествие, подарил своим работникам монеты (таланты). Одному - пять, другому - две, а третьему - одну. Первые два работника вложили деньги в дело и приумножили их. Третий, не мудрствуя лукаво, для сохранности закопал свой талант в землю. Приехав, хозяин похвалил двух работников, а третьего выгнал и отдал его монету другому человеку. Так появилась крылатое выражение: "Зарыть свой талант".
Не секрет, что изначально каждый человек по-своему талантлив. Только не каждому из нас удается раскрыть, а самое главное, умело распорядиться этим Божьим даром. Наша сегодняшняя встреча с женщиной - творцом, которая удивительным образом раскрыла в себе художественный талант, максимально приблизилась к пониманию собственной сущности и предназначения в жизни.
Визитная карточка. Людмила Ивановна Зотова. Родилась и живет в Москве. Имеет два высших гуманитарных образования. Член профессионально-творческого Союза художников и графиков Международной федерации художников ЮНЕСКО. Лауреат премии ООН. За последнее десятилетие провела более двух сотен персональных выставок в России и за рубежом. Ее картины хранятся в музеях, частных коллекциях президентов и послов иностранных государств, актеров и писателей. Художественные полотна Зотовой получили признание более чем в 50 странах мира.
Savills: Людмила Ивановна, судя по биографии, в Вашей жизни был отрезок длинною примерно в 20 лет, который, простите уж за прямоту, вы отдали бумаготворчеству. Занимались протоколами съездов и сессий Верховного Совета СССР, готовили документы на подпись первым лицам государства... И вдруг госслужащая высокого ранга стала рисовать картины. Что произошло с Вами?
Людмила Зотова: Давайте по-порядку. Во-первых, приходилось постоянно общаться с широким кругом людей: от местных депутатов до Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Это была настоящая школа жизни. Во-вторых, работу в Кремле я бы не стала сравнивать с пустым бумаготворчеством. Вместе с коллегами мы, так или иначе, были причастны к подготовке важнейших документов, которые тогда во многом определяли судьбу огромной страны. Рядом со мной работали профессионалы высочайшего уровня. Люди образованные, умные, думающие. У них я училась относиться к порученному делу с высокой долей ответственности.
Savills: В те же годы мне посчастливилось работать аккредитованным журналистом в парламенте страны. Соглашусь с вами, интересное было время перемен. Только все чаще приходило понимание, что объявленная перестройка к реальному улучшению жизни не ведет.
Людмила Зотова: Изнутри это было особенно отчетливо видно. К началу 90-х годов я многое переосмыслила и даже однажды сказала мужу: «Страны не будет». Принимаемые решения не работали, огромный вал бумаг шел просто в корзину. Все чаще я задавала себе вопрос: «Почему я, полноценный человек, должна трудиться вхолостую?!»
До деталей помню заседание президиума Верховного Совета, на котором рассматривался вопрос Нагорного Карабаха. У меня был доступ к закрытой информации, и я знала точное число погибших во время конфликта. Тогда же впервые осознала: в стране началась война. В перерыве заседания в страшном расстройстве спустилась в свой кабинет. На столе лежала стопка бумаг с логотипом Верховного Совета. Твердым карандашом на обратной стороне бумаги попыталась что-то изобразить. Не понравилось. Взяла мягкий косметический карандаш и стала водить им по бумаге — не то. На глаза попался набор разноцветной косметики фирмы «Ланком». Не знаю, что, как и почему, но стала пальцем наносить роскошную косметику на белоснежный лист. Этот процесс захватил меня всю без остатка.
Чуть не опоздала на вторую часть заседания. Я сидела такая счастливая, смотрела на себя как бы со стороны. И я была другая! Так началась моя вторая жизнь.
Savills: Что же у Вас тогда получилось, абстрактная картинка в стиле а-ля Кандинский?
Людмила Зотова: Этого рисунка давно уже нет, но я хорошо помню тот косметический сюжет. Зимний пейзаж. С правой стороны - лес, склон. Восход солнца, заледеневшая река. По льду идет лошадь. Лошадь получилась безупречной красоты и грации, как будто я всю жизнь только и делала, что рисовала лошадей.
После этого процесс рисования накрыл меня с головой! Я продолжала работать в Кремле, но приезжала домой и начинала творить. Иногда без сна и отдыха. В 1991 году меня и моих коллег вывели за штат. Я, пожалуй, одна-единственная из всех сотрудников этому несказанно обрадовалась.
Savills: Ваши переживания стали одной из причин внутреннего перерождения. Но, наверное, были и иные предпосылки переосмысления своего предназначения в этой жизни.
Людмила Зотова: У меня нет художественного образования. Но творческие способности были всегда. Помогала детям в школе оформлять стенные газеты, шила им костюмы, верхнюю одежду, вязала. Мне легко было на даче отреставрировать мебель. Мои руки, как поется в песне, всегда были не для скуки.
Почему еще случился мой жизненный зигзаг? В непростые 90-е годы решила доказать самой себе и свои близким, что не стоит унывать и отчаиваться. Есть только одна истинная причина, почему люди не добиваются успеха: они рано сдаются. Сложности, неудачи — это всё временные неприятности. Но если человек опустил руки, перестал бороться, то у него нет даже шансов на успех. Мне хотелось стать востребованной художницей не ради славы, не ради удовлетворения каких-то особых амбиций.
Просто я очень люблю людей и люблю жизнь. Я хочу давать всем счастье, хочу делить с ними мои желания, мечты и чувства.
Savills: Знаю, что Ваши руки и Ваши пальцы — это визитная карточка художницы Зотовой. Вы пишите картины, используя так называемый метод «пальцевой живописи». Неужели обходитесь без кистей?
Людмила Зотова: Иногда использую кисти, но в основном пишу пальцами. Напрямую соприкасаясь с холстом, я ощущаю себя частью своей картины. Штрих за штрихом, мазок за мазком и на кончиках пальцев рождается мир полный красок и цвета.
Savills: Людмила Ивановна, только честно, Вам присущ авантюризм?
Людмила Зотова: Видимо, да. Но это здоровый авантюризм. Вспоминаю историю с моей персональной выставкой в Брюсселе. Действительно, в год 200-летия со дня рождения Пушкина поступило предложение поучаствовать в юбилейных мероприятиях, которые проходили в Бельгийской столице. На тот момент у меня не было ни одной картины, связанной с Пушкиным. Сижу и думаю: « Неужели я, филолог, и не поздравлю своего любимого поэта с днем рождения»! Предложение поступило 5 мая, а выставка открывалась 6 июня 1999 года в день рождения Александра Сергеевича. Менее чем за месяц у меня родилось 25 полотен на заданную тему. Вернисаж в Русском доме в Брюсселе прошел на ура. Картины хорошо продавались. Особой популярностью пользовался портрет Пушкина.
Savills: Неужели «наше все» остался в Бельгии?
Людмила Зотова: Обижаете! Посчитала, что продать Пушкина это все равно, что продать Родину. Александр Сергеевич вернулся домой. Вот так у меня, как и у Марины Цветаевой, появился «Мой Пушкин». Он у меня разный. Посмотрите на картину: цвет глаз разный, на лице озарение и печаль, радость и скорбь. В нем несколько разных людей и в тоже время он один. Гений!
Savills: Людмила Ивановна, обратил внимание еще на одну особенность Ваших вернисажей. Выставки проходят на совершенно разных и порой необычных площадках. Счетная палата РФ, Академия нефти и газа имени Губкина, Арбитражный суд России, Дом журналистов, Экспоцентр...
Людмила Зотова: Вы знаете, стараюсь редко крутить носом и говорить «нет» хорошим людям. Спрашивают: хотите показаться в Твери - хочу, поедете в Калугу — поеду, а как на счет прокатиться в Дели - с радостью. Тут еще существует простая закономерность: одна выставка рождает другую. К слову, география моих творческих поездок включает не только Москву, Санкт-Петербург, но и малые города России.
Savills: Как представитель риэлторской компании не могу не спросить, что такое элитное жилье с точки зрения художника?
Людмила Зотова: В моем понимании элитная недвижимость - это не только высокие потолки и огромные гостиные, не только дизайнерские кухни и джакузи в ванной. Элитное жилье — это дом для души. Дом, который наполнен памятью о родителях, семейными традициями, детским смехом, вещами близких вам людей. Известный ученый, специалист в области мифологии, Джозеф Кэмбелл однажды сказал: «Обитать в духовном пространстве - значит жить в таком месте, где вы можете просто осознать и развивать то, кто вы есть на самом деле, и стать тем, кем вы могли бы стать».
Элитное жилье — это дом для души. Дом, который наполнен памятью о родителях, семейными традициями, детским смехом, вещами близких вам людей.
Savills: И напоследок, есть ли в семье продолжатели Вашего творчества?
Людмила Зотова: У меня две дочери, и каждая из них пошла своим путем. Но есть внучка Машенька. У нее очень сильный творческий потенциал. Я рисую картину и часто предлагаю ей поучаствовать в этом процессе. Она в уголке холста начинает изображать что-то свое. У ребенка появляется ощущение творческой свободы. Надеюсь, что эти мои попытки во что-нибудь да и выльются. Главное, что уже сейчас внучка видит и понимает: рисование не пустая забава, а образ жизни.
Беседу вел Николай Тарасенко