Вначале была песня. Точнее - большой сольник в Культурном центре «Москвич» народного артиста России Олега Митяева. На суд слушателей известный бард представил свой новый альбом «Никому не хватает любви». На концерте прозвучали новые песни и старые хиты, ставшие своеобразными гимнами многих фестивалей и нескольких поколений людей. Среди них: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «С добрым утром, любимая», «Крепитесь, люди, скоро лето!», «Соседка», «Небесный калькулятор» и многие другие.
Сказать, что выступление Олега Митяева прошло в теплой атмосфере, значит, не сказать ничего. Задушевный разговор артиста со зрителями о любви, радостях и печалях длился целых два часа. Олег Митяев не только исполнял свои песни, но и отвечал на многочисленные записки из зала.
После столь замечательного музыкального мини-спектакля я просто не имел права не пригласить в нашу гостиную бывшего тренера по плаванию, дворника, художника, монтажника, заведующего клубом, актера кино, а ныне члена Союза писателей России и популярного исполнителя Олега Митяева.
Savills: Олег Григорьевич, одним из первых нашу гостиную посетил знаменитый путешественник Федор Конюхов. Помнится, вы провожали Федора в полет на воздушном шаре вокруг Земли. Где вы познакомились с Конюховым?
Олег Митяев: Фёдора Конюхова называют человеком мира. Ему покорились моря, горы, полюса Земли. Но уже много лет он приезжает на Южный Урал, на озеро Тургояк, и проводит там детские фестивали. Сам я не раз бывал в этих краях, и однажды мне сказали, что Федор берет с собой в путешествия мои песни. Я очень этому удивился, мне захотелось с ним познакомиться. У нас есть общий друг, Анатолий Заболоцкий, оператор Василия Макаровича Шукшина, вот он как-то и затащил меня в гости к Федору. Потом несколько раз встречались в Челябинске, на Тургояке, во время проведения детских регат. Так началась моя дружба с этим невероятно мужественным человеком. Мы с ним немало беседовали за жизнь, и я всегда недоумевал, зачем он постоянно бродит по свету.»
На что Федор неизменно отвечал: «А зачем ты постоянно пишешь стихи и песни?!
Savills: Давайте тогда поговорим о природе вашего творчества. Анна Ахматова как-то написала:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Откуда у вас дар слышать то, что не слышат другие люди, как рождаются ваши поэтические строки?
Олег Митяев: Это абсолютно никому неизвестно. У одного режиссера, который снял прекрасную картину, однажды спросили: «Ну, теперь-то вы точно знаете, как снимать кино»? На что он ответил: «Теперь абсолютно точно я не представляю, как снимать хорошее кино». Еще Михаил Михайлович Жванецкий прекрасно сказал: «Сидишь, пишешь, пишешь и чувствуешь: фигня какая-то. Значит, хит!».
Мне самому непонятно, каким образом рождаются песни. Честно признаюсь, бывает, работаю под заказ, но и эти строки все равно невозможно отличить от строк, рожденных вдохновением. Просто одни пишутся на мастерстве, а другие спускаются к тебе с небес. Но всегда это бывает по-разному. Например, когда погиб мой хороший товарищ Миша Евдокимов, я решил написать песню. На старой заброшенной даче нашел бутылку виски, пришел, накатил с горя и стал писать. Написал четыре строчки, сижу реву. Думаю, а как же я ее тогда петь буду? Вот так родилась песня «Мужик».
Savills: Интересно тогда услышать, каким образом появился на свет ваш самый знаменитый хит «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Олег Митяев: Этой песне в этом году исполняется 40 лет. В 1978 году я случайно попал на фестиваль авторской песни под Челябинском, на озере Ильмень. Впервые увидел, как какие-то люди у костров поют неизвестные мне песни. И все они такие интересные, душевные… С восхищением ходил от костра к костру, слушал исполнителей с открытым ртом и решил: в следующий раз приеду сюда не с пустыми руками. Сел и написал «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Когда в следующий раз приехал на фестиваль, мне сказали: эту песню вы не пойте. Она напечатана на обложке буклета, ее и так все знают.
Savills: Так песня пошла в народ…
Олег Митяев: Да, пошла в народ невероятно быстрым образом.
Savills: Позвольте задать вам вопрос с «перчинкой». Говорят, ваше творчество разделило современных бардов на два лагеря – одни считают вас признанным лидером авторской песни, другие безапелляционно заявляют, что Митяев таковым не является. Сергей Никитин как-то даже заявил: «Олег Митяев «опопсел» настолько, что уже не имеет отношения к бардовской песне». Что можете сказать в свое оправдание?
Олег Митяев: Хочу выразить свою горячую любовь Сергею Яковлевичу Никитину. Я его просто обожаю, он гений!
До сих пор спорят, кому в большей степени обязан своей популярностью тот или иной шлягер - поэту, музыканту или исполнителю. На мой взгляд, ответ очевиден – тому, кто нашел гармонию между этими составляющими. У Никитина это получается так, как не получается ни у кого. Я к нему отношусь с восторгом. Естественно, с его высоты он может сказать - это попса.
Что такое попса? Это популярное произведение. Только вот, к большому сожалению, за последнее время у нас настолько опустился интеллектуальный уровень публики, что порой некоторые мои вещи бывают недоступны и даже непонятны слушателям. Замечу лишь, что направление моего движения правильное, и в своем творчестве я приближаюсь к Сергею Никитину. Но медленно.
Savills: Прочитал ваш только что вышедший последний сборник стихов «И оказалось счастьем просто жить». Вы намеренно в подзаголовке написали - сборник текстов? Почему текстов, ведь это настоящая поэзия?
Олег Митяев: Дело в том, что я не пишу и никогда не писал стихов. Я пишу сразу песни. А в песнях есть музыка, которая является подпоркой для слов. Пример вам для понимания. Человек плывет баттерфляем. По науке он сначала изучил движение рук, потом - ног, далее - всего тела. В конце все эти знания соединил и поплыл. Так вот у меня по жизни все иначе. Я просто внимательно смотрю, прыгаю и плыву. Так, например, освоил игру на гитаре. Никто меня сильно не учил, просто ковырял инструмент, ковырял и, в итоге, заиграл.
Savills: Где лучше пишется - в квартире, загородном доме? Какие районы Москвы или Подмосковья вдохновляют в большей степени?
Олег Митяев: Вдохновляют очень многие места. Но всегда это бывает неожиданно: мимолетная встреча, воспоминание… Раньше жить в центре Москвы было и приятно, и престижно. Сейчас, пожив на природе, понимаю, что меня в центр Москвы на аркане не затащишь. Я обитаю в своем загородном доме. Когда-то сюда меня зазвала Нина Филимоновна Визбор, вдова Визбора. Какие же у меня появились тогда замечательные соседи! Эльдар Александрович Рязанов, Петр Ефимович Тодоровский, Войнович, Виктория Токарева. Увы, некоторых уже нет с нами. Но последние десять лет прошли в невероятно замечательной компании. Для меня элитное жилье то, где живет творческая, интеллектуальная элита. А то знаете, как бывает. Проезжал сегодня мимо красивого сталинского дома, внизу магазин с громадной надписью «Элитный алкоголь». Можно подумать, что это дом элитных алкоголиков.
Savills: За годы творчества вами выпущено более 20 авторских альбомов, несколько сборников различных сочинений. Вы объездили всю Россию, побывали с концертами в Германии, Франции, Италии и США, выступали в ЮАР и в Израиле. Где проживают ваши самые благодарные зрители?
Олег Митяев: Вы хотите, чтобы я кого-нибудь обидел! Наши люди разбросаны по всей Земле. И это вовсе не значит, что для понимания моих песен надо обязательно быть русским. Меня удивляла поездка в ЮАР. В национальном театре в Претории был концерт. В зале ни одного соотечественника. Вначале я рассказывал, о чем та или иная песня. Потом мой рассказ переводила с русского на английский оказавшаяся в зале полька.
Мы пели на непонятном для людей языке, но нас внимательно слушали и, что особенно важно, – слышали и понимали.
Savills: "С самого детства, насколько себя помню, отец с увлечением рассказывал о путешествиях по разным странам и их национальной кухне. Из рассказов помню о бережном отношении папы и его родителей к еде. Когда я решил получить кулинарное образование, я попросил папу вспомнить свои впечатления о поездках, кулинарных пристрастиях других народов и попытался воспроизвести рецепты самых запомнившихся блюд". Узнаете предисловие этой книги?
Олег Митяев: Мой младшенький сын Савва учится на повара, вот мы и выпустили с ним кулинарную книгу. Я написал о том, где и с кем встречался, что ел и пил, а сын приложил рецепты.
Savills: А какую кухню вы больше всего любите?
Олег Митяев: Любую. В кухне должна быть прежде всего гармония. Когда на столе селедочка, соленая капустка, картошечка – прекрасное французское вино здесь ни к чему. Трудно сочетается. Здесь нужна водка. А когда сыры, иные изысканные блюда, тогда уже и красное французское вино подойдет!
Savills: Вопрос напоследок. Вот мы с Федором Конюховым летали на аэростатах. Может быть, и с вами как-нибудь воспарим над облаками, а потом вы посвятите воздухоплавателям свою песню.
Олег Митяев: Я летал на воздушном шаре и даже написал песню под названием «Одинаковые сны» Вот несколько строк:
«И кажется, воздушный шар отвяжется,
И нам с тобой лететь, лететь, лететь…
А как на самом деле там окажется,
Конечно, никому не разглядеть».
Беседовал Николай Тарасенко